Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Хороший вариант договора на выполнение работ

Хороший вариант договора на выполнение работ

Договоры подряда и услуг во многом похожи, но дьявол в деталях. Если знать особенности, можно сделать сознательный выбор, что нужно для бизнеса: работы (подряд) или услуги.

Срок. В договоре подряда обязательно должен быть срок, а в договоре возмездного оказания услуг — нет. Договор услуг можно заключить на неопределенный срок. Если заранее неизвестно, сколько времени уйдет на задание, лучше заключать договор услуг, а не подряда.

п. 8 Информационного письма № 165

Субподрядчики. Исполнитель работ (то есть подрядчик) по умолчанию вправе привлекать к работе третьих лиц — субподрядчиков. Запрет на их привлечение должен быть прямо указан в договоре. С услугами всё наоборот — по умолчанию исполнитель не может привлекать других лиц. Разрешение на это должно быть прописано в договоре.


п. 1 ст. 706 ГК РФ

п. 1 ст. 780 ГК РФ

Акт приема-передачи. По договору подряда исполнитель должен передать работу по письменному акту. Исполнитель тоже может передать услуги по акту, но не обязательно, а по соглашению сторон.

ст. 720 ГК РФ

При подряде стороны подписывают акт после того, как подрядчик завершит работу. Результат этой работы можно передать физически: из рук в руки или, например, перерезать ленточку перед построенным домом.

С услугами сложнее. Момент, когда стороны подписывают акт, зависит от характера услуг. Например, услуги охраны предоставляются ежедневно, а маркетинговый анализ рынка — по окончании исследования.

Исполнение договора. По закону подрядчик может не исполнить договор, только когда работу нельзя завершить по обстоятельствам, которые от него не зависят. Например, если заказчик не передал вещь, которую нужно отремонтировать, или если перепланировка дома может его разрушить.

ст. 716 ГК РФ

ст. 719 ГК РФ

Пока заказчик не принял результат подряда, риск повреждения работы несет подрядчик.

п. 1 ст. 705 ГК РФ

Исполнитель услуг может отказаться от договора без объяснений, если возместит заказчику убытки. Если от договора откажется заказчик, он должен возместить расходы исполнителя.

п. 3 ст. 781 ГК РФ

п. 2 ст. 782 ГК РФ

Если отличить услуги от подряда получилось, необходимо правильно прописать условия договора. Вот как составить договор возмездного оказания услуг.

Качество работ и порядок приемки выполненных работ


Одной из наиболее распространенных категорий споров являются претензии к качеству и объему выполненных работ.

В связи с этим, четкое указание качественных характеристик, свойств и целевого назначения работ позволяют минимизировать споры.

При их отсутствии применению подлежат требования, обычно предъявляемые к аналогичной работе, либо обязательные требования. В такой ситуации заказчик не вправе требовать соблюдения добровольных требований, не предусмотренных соглашением.

При приемке работ заказчик должен проверить передаваемые работы. Установление порядка приемки позволит значительно упростить возможность доказывания факта наличия или отсутствия недостатков на момент приемки.

При этом, правила приема-передачи могут быть определены сторонами самостоятельно или возможно включить в договор ссылку на Инструкции №П-6[1]и №П-7[2], что сделает их обязательными к применению.

Рассмотрим наиболее распространенные спорные ситуации.

А) При приеме выполненных работ заказчик не всегда проверяет работы, однако подписывает передаточные документы.

Спустя определенное время обнаруживается, что работы выполнены не в полном объеме или ненадлежащего качества.

Заказчик отказывается от оплаты в полном объеме работ, что приводит к рассмотрению дела в суде.

В таком случае при грамотно составленном договоре заказчик вправе ссылаться на следующие обстоятельства:

  • не истек срок обнаружения недостатков, в установленный срок заказчик сообщил о их наличии;
  • недостатки являются скрытыми и не могли быть обнаружены при обычном способе приемке работ;
  • в сфере госзакупок заказчик вправе ссылаться на акт контрольного обмера, составленный и подписанный с участием подрядчика.

В таком случае несоблюдение заказчиком установленного порядка приемки работ будет аргументом в пользу подрядчика.

Б) Однако встречаются и иные случаи. Когда при приемке работы были проверены, акт подписан, но спустя какое-то время появились недостатки и заказчик обращается с претензиями к подрядчику, ссылаясь на ненадлежащее выполнение работ.

Подрядчик пытается доказать следующие обстоятельства:

  • при передаче работ недостатки отсутствовали, что подтверждается подписанной без претензий передаточной документацией или отсутствием мотивированного отказа от подписания (в случае уклонения заказчика от приема работ);
  • недостатки, на которые ссылается заказчик, относятся к явным и должны были быть выявлены при обычном способе приемке;
  • ссылка на согласование сторонами порядка сдачи-приемки работ, в результате проведения которого недостатки должны были получить отражение в документах;
  • спор должен быть урегулирован на основании норм, предусматривающих гарантийные обязательства, так как недостатки появились после передачи и требуется установление причин их возникновения (например, осыпание штукатурки ввиду повышенной влажности в помещении, о чем при выполнении работ заказчику сообщал подрядчик).

Для предотвращения таких ситуаций стороны вправе более детально урегулировать порядок приема-передачи выполненных работ, а также последствия, которые влечет подписание передаточной документации (например, срок приемки работ, срок выявления недостатков и порядок их предъявления, последствия выявления недостатков и процедура по их согласованию и устранению и др.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *